Новости
Казахстанские учителя назвали причины ухода из школ
Многие учителя считают, что новые правила аттестации созданы для того, чтобы её нельзя было пройти и получить обещанную надбавку к зарплате.
В Министерстве образования ответили на критику депутата Мажилиса Ирины Смирновой. А учителя рассказали, как они относятся к реформам в образовании.
23 мая депутат Ирина Смирнова зачитала обращение около тысячи учителей, недовольных новыми правилами аттестации и уставших от реформ.
Недовольство учителей вызвало то, что новые правила аттестации опубликовали в начале марта. А дату проведения тестирования назначили уже на 26-28 мая. Этого времени, по мнению учителей, недостаточно для подготовки к аттестации по новым вопросам тестов. Кроме того, даты приходятся на конец учебного года, на госэкзамены в школах. Педагоги не понимают, как они могут присутствовать в двух местах одновременно. Их ошарашила также новость о том, что проходить тестирование они должны не только по преподаваемому предмету, а по всем, которые указаны в их дипломе. То есть если педагог является по специальности учителем английского и немецкого языка, но посвятил свою практику одному из них, сдавать тестирование ему придётся по двум предметам. Кроме того, проходить аттестацию многие вынуждены в областных центрах, затрачивая деньги на дорогу и питание из собственного кармана. Волнения учителей отразились не только в депутатском запросе, своё письмо-обращение 19 мая они опубликовали в Facebook.
В пресс-службе МОН РК интернет-порталу Informburo.kz ответили, что если педагог по графику проходит тестирование 28 мая, экзамен в школе в этот день "может быть перенесён на другую дату". Соответствующее письмо МОН РК направило в управления образования областей, городов Астана, Алматы. Учителя, которые имеют в дипломе специальность по двум предметам, как отметили в МОН РК, имеют право по желанию пройти по ним аттестацию и получить двойную надбавку.
"Но если учитель не желает преподавать по второму предмету, он имеет право пройти аттестацию по одному – преподаваемому предмету. Прохождение национального квалификационного тестирования будет организовано 26 и 28 мая этого года на базе 64 пунктов проведения единого национального тестирования, которые расположены в областных и районных центрах", – ответили в МОН РК.
В ведомстве не считают, что учителя зажаты в бюрократические тиски, отметив, что некоторые высказывания депутата Ирины Смирновой являются "ложными и необоснованными".
Депутат же от своих слов не отказывается, сообщив, что приказы о переносе даты экзаменов и о возможности учителям сдавать тест лишь по преподаваемому предмету обнародовали только на этой неделе.
Учитель одной из столичных школ Ольга Короткова призналась, что после 30 лет работы, выпустив класс, она уходит из школы. Причиной учитель назвала категорическое непонимание реформ министерства.
"С высоких трибун рапортуют о повышении зарплат учителям, о поднятии престижа профессии! А сколько кругов ада нужно пройти, чтобы получить эти нищенские проценты к без того уже нищенской зарплате! Почему я должна кому-то доказывать, что я не верблюд, пройдя так называемое национальное тестирование? Педагогику и психологию я изучала в институте! С детьми общаюсь уже на уровне интуиции! А если не пройду? Сегодня меня впервые посетило чувство абсолютной завершённости, когда год не начнётся 1 сентября и не закончится 25 мая," – сказала педагог.
Она добавила, что под конец учебного года учителя сутками сидят над электронными журналами.
"Прямо массовый психоз! Если всё вдруг получилось в 44-й раз, то счастлив! Потираешь уставшие от бессонных ночей глаза, разминаешь деревянную спину... Но ещё же и распечатать нужно! А потом прошить! Вот оно, счастье! Журнальчик нежно похлопывают, поглаживают и бережно несут в архив. Сколько средств должно тратить государство на бумагу, заправку картриджей. Эти тонны бумаг потом в помойке! Да даже бог с ней, с бумагой-то! Я о человеческом факторе! Откуда взяться учителям? Они уходят, не выдерживают", – сказала Ольга Короткова.
Молодой столичный учитель Алексей Джантасов отметил, что реформы в образовании проводят без учёта мнений учителей. Новые вопросы во время пробного тестирования не смогли осилить даже некоторые "маститые педагоги с большим стажем, так как они составлены некорректно". А обновлённую программу в школах учителя и вовсе считают "заколачиванием системы образования". В течение четверти ученикам дают информацию, не опрашивая их, не вызывая к доске. И лишь перед каникулами школьники сдают СОР (суммативное оценивание за раздел) и СОЧ (суммативное оценивание за четверть). Из-за этого, по мнению Алексея Джантасова, произошёл резкий спад уровня знаний учеников.
"По статистике, за первое полугодие уровень знаний в нашей школе упал на 50% у тех, кто обучается по обновлённому содержанию. В конце четверти они в одну неделю по всем предметам пишут контрольные. Дети измученные, нервные. У них нет никакого стимула для обучения. Их главная цель – хорошо написать СОР и СОЧ. Родители тоже ругают эту систему, но МОН упорно её внедряет", – сказал Алексей Джантасов.
Молодого учителя также посещают мысли оставить свою профессию. Он считает, что учителями приходят работать в основном энтузиасты и те, кто считает это своим призванием. Но даже они, столкнувшись с реформами, хотят уйти.
"Думаю, что сфера обслуживания, маркетинг или репетиторство (куда бы хотел уйти. – Авт.). У меня брат работал в ресторане официантом. Одной из его коллег была учитель казахского языка со стажем. По её словам, за восемь часов работы в ресторане она зарабатывала больше, чем в школе", – сказал Алексей Джантасов.
Многие преподаватели опасаются открыто высказывать своё мнение. Учительница из Павлодарской области попросила не называть её имени. Она рассказала, что многие учителя подали заявку на аттестацию с надеждой на надбавку. Но теперь они растеряны: с момента опубликования новых правил прошло всего чуть больше двух месяцев, а изучить нужно огромную массу литературы: методическая литература в двух томах, руководство от НИШ в нескольких выпусках, менеджмент для учителей-лидеров.
"В прошлом году было первое пробное тестирование. Очень много учителей не прошли его, это сказалось на психологическом состоянии и их репутации. База тестов вырвана из контекста. Баллы по своим профильным предметам мы, конечно, наберём, но методика, педагогика... Это огромная масса литературы. Поставьте себя на место учителя. За два месяца вы бы смогли это осилить от корки до корки? При этом мы целый день на работе", – сказала педагог.
Павлодарская учительница отметила, что с каждым годом её работа усложняется.
"Я сейчас даже подумываю о том, чтобы готовить себе плацдарм ухода из образования. Я хочу получить другую специальность, планирую свои финансы. Пусть это будет платно, пусть это мне ударит по карману. Год, от силы два, но я собираюсь уходить. Дело не только в аттестации, а во всех реформах. Тяжело становится с каждым годом", – призналась женщина.
В своём Послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил с 1 января 2018 года должностной оклад учителей, которые переходят на обновлённое содержание учебного материала, увеличить на 30%. Сделано это для повышения престижа профессии учителя.
В марте 2018 года депутаты Мажилиса обратились к премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву с запросом об оплате труда работников образования, здравоохранения и социальной сферы. Они отметили, что уровень оплаты труда отдельных работников составляет чуть больше двух долларов в день, по международным стандартам это отметка крайней бедности.
https://informburo.kz/novosti/kazahstanskie-uchitelya-nazvali-prichiny-svoego-uhoda-iz-shkol.html