Новости
Возвращение Шукеева: скрытые конфликты и возможные обострения
Прошло чуть больше месяца с момента назначения Умирзака Шукеева министром сельского хозяйства, а вокруг ведомства уже разразился скандал. 29 января Умирзак Естаевич был атакован журналистами, потребовавшими от вице-премьера подтвердить информацию о том, что средства Государственного фонда социального страхования (ГФСС) будут направлены в холдинг «КазАгро» — дочернюю структуру Минсельхоза.
Умирзак Шукеев информацию подтвердил и уточнил, что деньги фонда в размере 60 млрд тенге будут использованы для приобретения облигаций «КазАгро» – в конечном счете они пойдут на закуп зерна у крестьян. Заявление министра сельского хозяйства скандализировало общественность – уж больно оно напомнило манипуляции со средствами ЕНПФ, которые инвестировались, например, в лопнувший Международный банк Азербайджана.
С подачи ряда блогеров цифра, названная Шукеевым, выросла вдвое – до 120 млрд тенге. Ведь вице-премьер оговорился, что согласно решению госкомиссии, ГФСС вправе инвестировать не более 10% накоплений. Арифметика тут простая: сегодня активы фонда составляют 1,2 трлн тенге, 10% от этой суммы – 120 млрд тенге. Так и появилась широко растиражированная в информационном пространстве, но фейковая по сути цифра.
Что же стоит за разразившимся скандалом? Удастся ли Умирзаку Шукееву гарантировать возврат средств фонда социального страхования, или деньги казахстанцев будут направлены на сомнительную с коммерческой точки зрения затею?
Фермеры: прежнее руководство МСХ знало о проблеме
Обратимся к предыстории скандала. О критической ситуации на внутреннем рынке зерновых заговорили буквально в конце 2017 года. 26 декабря, выступая на заседании правительства, тогдашний первый зам Умирзака Шукеева Кайрат Айтуганов заявил, что на рынке зерна в Казахстане возникла паника, связанная с падением цен и спроса на зернo.
В числе причин сложившейся ситуации Айтуганов назвал, во-первых, рекордный урожай зерновых в России. Вал дешевого российского зерна, по словам чиновника, захлестнул приграничные регионы Казахстана, к тому же большая его часть завозилась нелегальным путем, без уплаты НДС.
Вторая причина – внутренняя. Критическая ситуация возникла из-за нехватки вагонов в стране. По словам Айтуганова, порядка 40-50% заявок на перевозку зерна в Казахстане не обеспечены вагонами. Это привело к сокращению закупок со стороны частных трейдеров, в том числе международных. К примеру, из-за срывов поставок в недавнем прошлом от импорта казахстанской пшеницы частично отказался Иран.
Наконец, Айтуганов указал на пассивность государственной Продовольственной контрактной корпорации, дочерней компании «КазАгро», которая снизила закупочную цену с 42 тыс. тенге за тонну до 39 тыс. тенге.
Тогда же, на заседании правительства, Айтуганов озвучил предложения МСХ по стабилизации ситуации на рынке зерна. Помимо усиления контроля за ввозом российского зерна во избежание его легализации без уплаты НДС первый замминистра заявил о необходимости закупа пшеницы у зернопроизводителей в объеме до 2 млн тонн по цене 42 тыс. тенге.
Разумеется, кризис возник не «вдруг» с приходом Шукеева в Минсельхоз – напомним, что Умирзак Естаевич был назначен в ведомство 15 декабря 2017 года. По словам председателя Союза фермеров Ауезхана Даринова, прежнее руководство МСХ знало о проблеме. Фермеры, которые к концу 2017 году оказались в критическом положении и были не в состоянии выплачивать заработные платы, проценты по кредитам и начать подготовку к новой посевной, просили бывшего министра сельского хозяйства Аскара Мырзахметова принять меры. Однако поднять этот вопрос на уровне правительства удалось только после прихода в ведомство Умирзака Шукеева.
Во время кризиса нужны нестандартные решения
Получается, что Умирзак Шукеев был направлен в МСХ как антикризисный менеджер? Впрочем, несмотря на всю свою эффективность новый глава МСХ – не волшебник Изумрудного города. Одно дело – принять решение о закупе у крестьян зерна, другое – изыскать на это средства.
Отметим, что в течение последних трех лет финансирование нацхолдинга «КазАгро» сократилось в десятки раз. Если в бюджете 2016 года на «увеличение уставного капитала АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» для реализации государственной политики по стимулированию развития агропромышленного комплекса» выделялось 74 млрд 849 млн тенге, то в 2017 году бюджетный транш на эти цели составил уже 14 млрд 967 млн тенге. В 2018 году на увеличение уставного капитала «КазАгро» направляется всего 2 млрд 880 млн тенге. Очевидно, что это иссякание бюджетных вливаний связано с кризисом и бюджетной экономией.
Таким образом, в сегодняшней ситуации востребованы не просто весовые в своем кругу «агашки», но и совмещающие в себе качества эффективных отраслевых управленцев, способные к принятию неординарных решений и изысканию нетривиальных источников финансирования.
К числу таких «неординарных решений» и «нетривиальных источников финансирования», безусловно, относится решение о привлечении средств Государственного фонда социального страхования, которое Умирзак Шукеев сумел продавить и благодаря связям – не случайно министру труда и социальной защиты Тамаре Дуйсеновой, которая наверняка санкционировала использование активов фонда, припомнили, что в бытность Умирзака Естаевича акимом Южно-Казахстанской области Дуйсенова работала у него замом– и благодаря «личной харизме», ведь без визы Нацбанка РК, управляющего средствами фонда, вряд ли эта инициатива увенчалась бы успехом.
Куда пойдет зерно?
Один из ключевых вопросов – удастся ли Продкорпорации с умом распорядиться 2 млн тонн выкупаемого у фермеров зерна, выручить деньги и вернуть их в ГФСС.
Отметим, что в последние 5 лет казахстанские зерновики потеряли наиболее прибыльные для них зарубежные рынки сбыта. В 2012 году Казахстан экспортировал 7,8 млн тонн зерна, в том числе 7,4 млн тонн пшеницы. 3,4 млн тонн пшеницы поставлялось в страны СНГ, а свыше 4 млн тонн – в дальнее зарубежье. В числе основных покупателей казахстанской пшеницы были страны Ближнего Востока и Северной Африки — Иран (693,5 тыс. тонн), Йемен (338,5 тыс. тонн), ОАЭ (310 тыс. тонн), Судан (346 тыс. тонн), Турция (985 тыс. тонн), Египет (144,4 тыс. тонн).
В 2016 экспорт казахстанского зерна в разрезе стран выглядел уже совершенно иначе. Поставки в страны СНГ сохранились почти на прежнем уровне (3,3 млн тонн), а в дальнее зарубежье сократились вчетверо и составили 1,063 млн тонн. Появились новые страны-потребители вроде Афганистана (253,8 млн тонн), в то же время были потеряны клиенты в лице Йемена, ОАЭ, Судана и Египта. Турция сократила закупки до 61,4 тыс. тонн, Иран – до 227,7 тыс. тонн.
Во многом потеря рынков сбыта связана с засухой и неурожаем 2012 года, падением цен на пшеницу, отказом казахстанских зерновиков от повального засева монокультуры (пшеницы) и политикой диверсификации в растениеводстве. Тем не менее, очевидно, что в нынешней кризисной ситуации дополнительные рынки сбыта послужили бы страховкой для казахстанских фермеров.
Впрочем, как пояснил Шукеев, выкупаемое у фермеров зерно, скорее всего, пойдет не на экспорт, а останется в стране на случай неурожая. «Предложенные меры позволят создать запас на случай засухи и не допустить принятия непопулярных мер в виде ограничения и запрета экспорта», — отметил вице-премьер – министр сельского хозяйства.
Что же, учитывая то, как энергично Умирзак Естаевич начал наводить свои порядки во вверенном ему ведомстве – в течение месяца он уволил двух замов — Кайрата Айтуганова и Нуржана Альтаева, назначив на их место Армана Евниева и Гульмиру Исаеву – это далеко не последний информационный скандал вокруг аграрного ведомства.
Поговаривают, что у Умирзака Шукеева назревает конфликт с первым вице-премьером правительства Аскаром Маминым, который курирует «Казахстан Темир жолы». Ведь как заверяют зернопроизводители, именно нехватка подвижного состава КТЖ и зерновозов создает проблемы на внутреннем рынке зерна и тормозит расширение экспорта. Очевидно одно – с возвращением в правительство такого тяжеловеса и опытного управленца как Умирзак Шукеев его коллегам по Кабмину нужно предпринять усилия, чтобы не потеряться на его фоне.
https://365info.kz/2018/01/vozvrashhenie-shukeeva-skrytye-konflikty-i-vozmozhnye-obostreniya/