№ 11 (179)
Ноябрь, 2024г.

Рекламное агентство

Мы постоянно повышаем качество предлагаемых услуг на рекламном рынке. Работая более 15 лет в рекламном бизнесе, мы сделали вывод - залог успеха рекламной кампании определяет разумный баланс объёма рекламы и применение рекламных инноваций.

Реклама в печатных
и электронных СМИ

Новости

Минздрав бьет тревогу: в Казахстане растет количество подростков, которые курят вейпы

26.05.2023

 По данным Минздрава - передает Kazpravda.kz, в 2018 году 14% мальчиков и 6% девочек в возрасте 13–15 лет пробовали устройства со специфичным паром – вейпы. В 2022 году эта цифра выросла: 17,6% мальчиков и 9,6% девочек уже курили электронные сигареты. Количество тех подростков, кто впервые попробовал их, увеличилось на 3,6%.

В первую очередь вызывает вопросы содержание жидкости для вейпов, разбавленной различными химическими добавками.

– По данным ВОЗ, известны около 16 тысяч вкусовых ароматизаторов – фруктовые, ягодные, со вкусом мяты и ментола. Такие вейпы генерируют аэрозоли высокой концентрации, способные повреждать эпителии дыхательных путей и вызывать гипоксию ткани. Отмечено также воздействие формальдегида, аналогичного сигаретному дыму, – отметила на недавно прошедшем заседании «круглого стола» в СЦК заместитель директора депар­тамента организации медицинской помощи Министерства здравоохранения РК Гульнар Сарсенбаева.

Неудивительно в этой связи, что на сегодня 300 тыс. казахстанцев, среди которых и юные курильщики, состоят на учете с болезнями органов дыхания. В качестве примера Гульнар Сарсенбаева рассказала о госпитализации подростка, который в течение года употреблял вейпы. Он поступил в больницу в феврале с диагнозом «спонтанный пневмоторакс справа и буллезная эмфизема легких».

– В феврале пациент получил необходимую медицинскую помощь, антибактериальную терапию. После улучшения выписался домой и был под наблюдением врачей. Но уже через месяц подросток повторно попал в стационар с температурой 39 и диагнозом «нижнедолевая пневмония», – сообщила замдиректора департамента, отметив, что такие факты не должны оставаться без внимания общественности.

Чтобы не быть голословным, председатель правления АО «Национальный научный медицинский центр» Абай Байгенжин принес с собой и выложил на стол около двадцати разноцветных курительных трубок. Здесь все, что нравится подросткам: и красивые наклейки героев из аниме, и яркие цвета, и разные вкусовые добавки.

– Это мне передал директор детского оздоровительного лагеря в Бурабае, – пояснил доктор медицинских наук. – Во время зимних каникул школьники употреб­ляли их и оставили в мусорке. А ведь это результаты сбора из одной урны!

Причину такой популярности электронных сигарет среди подростков Абай Байгенжин видит в составе вейпа.

– Первое поколение электронных сигарет появилось в 2011 году. До 2017 года они содержали только никотин, имели неприятный запах и популярностью не пользовались. Однако в 2017 году появились электронные сигареты с ароматизаторами. И уже через год тревогу забили американские доктора, поскольку пошел резкий рост потребления вейпов среди старшеклассников, – отметил руководитель центра.

По его словам, санэпидслужба Казах­стана провела свое исследование вейпов и выяснила, что никотина в курительных смесях больше в 68–70 раз, чем в обычной сигарете. Более того, не до конца изучен химический состав ароматизаторов в вейпах. Хотя, как отметил Абай Байгенжин, в них содержатся канцерогенные вещества, которые приводят к онкологии.

На вопрос, почему сегодня нет повального роста больных от вейп-эпидемии, спикер ответил, что с этой проблемой медицина столкнется уже через 10 лет.

– Хроническая обструктивная болезнь легких – это бич нашего общества, занимает третье место по смертности не только в мире, но и у нас в Казахстане. Это начинается с употребления простых сигарет в юном возрасте. Я уверен, что через 10 лет мы будем кусать локти, так как болезнь органов дыхания охватит огромное количество населения Казах­стана, – сделал неутешительный прогноз Абай Байгенжин.

Лидер национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова призналась, что продажа электронных сигарет в стране становится прибыльным бизнесом.

– Почему в Казахстане не запрещают вейпы? Потому что на другой стороне стоят интересы вейп-индустрии. Они заявляют, что их официальный продукт безвреден. Но и в сертифицированном, и контрабандном товаре содержатся две тысячи химических веществ: глицерин, пропиленгликоль, ароматизаторы, которые отравляют наш народ, – отметила общественник.

По ее словам, в Казахстан вейпы ввозятся не как табачная продукция, а как «низковольтное оборудование».

– Фактически они завозятся как детские игрушки. Если в 2019 году было завезено 20 тысяч вейпов по два доллара, то сейчас уже три миллиона и больше, и все – контрабандно. С одного вейпа индустрия получает шесть долларов прибыли, – привела данные Джамиля Садыкова.

Выслушав предложения общественников, участники «круглого стола» пришли к общему мнению, озвученному Абаем Байгенжиным.

– Необходимо запретить ввоз и реализацию в стране вейпов с ароматическими добавками. Наше мнение – единодушное. Это первый шаг, которым мы должны убедить не только население, но и тех, кто принимает решения, – отметил спикер.

Однако журналисты поинтересовались: если введут запрет на вейпы, как госорганы будут контролировать соблюдение закона? Например, несмотря на законодательное запрещение кальянов, они до сих пор свободно распространяются в ресторанах и барах.

Руководитель управления контроля за техническими регламентами к непродовольственным товарам Комитета сан­эпидконтроля МЗ РК Розалина Ермекбае­ва ответила, что за ввоз и реализацию запрещенной продукции предусмотрен штраф. И если за исполнение закона при ввозе этой продукции отвечает Комитет госдоходов Минфина, то реализация – в компетенции МВД.

Что касается законодательного запрета на потребление электронных сигарет детьми и подростками, то, как сообщила заместитель директора департамента организации медицинской помощи МЗ РК Гульнар Сарсенбаева, в законодательстве есть норма ограничения потребления электронных сигарет, но она фактически не работает.

– Электронные изделия относятся к табачным. С 1 июля 2021 года мы ввели норму по запрету выкладки табачных изделий. Но проблема состоит в том, что и сами предприниматели, потребители до сих пор не знают, что в составе электронных систем потребления есть табачные изделия. И поэтому их с легкостью реализуют детям и подросткам, – уточнила представитель Минздрава.

 

Фото: mezon.io