№ 05 (173)
Май, 2024г.

Рекламное агентство

Мы постоянно повышаем качество предлагаемых услуг на рекламном рынке. Работая более 15 лет в рекламном бизнесе, мы сделали вывод - залог успеха рекламной кампании определяет разумный баланс объёма рекламы и применение рекламных инноваций.

Реклама в печатных
и электронных СМИ

Новости

Девушка в IT: о гендерной дискриминации и учебе в одной из лучших школ программирования США

25.09.2018

Пространство вокруг нас становится все более технологичным. Меняется и облик профессий. Одна из особенностей будущего заключается в тесном проникновении информационных технологий во все сферы деятельности, поэтому сегодня особенно востребованы специалисты IT.

Вокруг профессии программист много стереотипов, как гендерных, так и социальных. У многих сложилось мнение, что это, как правило, молодой и неразговорчивый "ботан". Однако, как показывает практика, это давно далеко не так. Помогают развенчать все мифы и разбить стереотипы об этой профессии такие девушки как 23-летняя  Назерке Калидолда, которая в интервью корреспонденту Kazpravda.kz рассказала о том, как программирование привело ее в Кремниевую долину в одну из самых известных IT- школ – Ecole 42.
 
Назерке является выпускницей РСФМШИ, победителем Евразийской олимпиады по программированию (2012), бронзовым призером Всероссийской командной олимпиады школьников (2012) и Республиканской олимпиады по информатике (2013). Летом 2016 года участвовала в программе менторства от Google в Лондоне. Также, по результатам онлайн олимпиады на hackerrank.com была отобрана и приглашена для участия в хакатоне в Амстердаме от Booking.com. В Сингапуре выступала в лучшей в мире конференции в области робототехники – IEEE International Conference on Robotics and Automation (ICRA 2017) с проектом робота-сурдопереводчика. В настоящее время работает аналитиком в компании BeInTech Ventures. Эта компания занимается инвестированием стартапов на очень ранних стадиях.

Интерес к программированию у нее появился еще в школе, примерно в 15 лет девушка стала участвовать в олимпиадах по информатике. Тогда же и определилась с будущей профессией.

"Я занималась олимпиадным программированием со школы, с 15 лет, поэтому, когда я заканчивала школу, то не заморачивалась над вопросом, какую профессию выбрать, потому что это было именно то, чем мне нравилось заниматься. Я не только любила программирование, у меня это также очень хорошо получалось. После окончания школы сразу поступила в Назарбаев университет по специальности "Компьютерные науки", – рассказывает Назерке.

Робот для помощи людям из безмолвного мира

Еще в университете она начала работать над проектом по созданию робота-сурдопереводчика. При этом идея не была заброшена после получения зачета и получила продолжение в виде сотрудничества с госкомпанией "Правительство для граждан". Совсем скоро такие роботы появятся в центрах обслуживания населения страны.


"Во мне пробудилось большое желание помочь людям, живущим в безмолвном мире. Только представьте, порою обычным людям приходится сталкиваться с непониманием, а каково жить не говорящим и не слышащим людям? Мне сложно это представить. Думаю, желание помочь и двигало мною на протяжении всего проекта. За все время работы над проектом я работала с разными людьми, где каждый раз робот имел разные назначения: если однажды мы фокусировались над работой в больницах, то в иной раз рассматривали работу в ЦОНах. Разные задачи подразумевали разные уровни сложности в техническом исполнении. Сейчас над проектом я работаю одна. Если на первых порах мы сотрудничали с профессором из Германии, используя кастомный алгоритм (custom algorithm) для распознавания жестов, основанный на нейронных сетях, то сейчас, работая одна, я пытаюсь использовать open source deep learning libraries. В моем проекте это Tensorflow (Google’s DL library). Но если говорить о проекте не вдаваясь в технические подробности, то сейчас я работаю над распознаванием каждой буквы алфавита для произношения имен собственных. Глухонемые люди в основном используют жест на слово, не деля слова на буквы, если это только не имя собственное. Но так как эта роботизированная система готовится для внедрения в ЦОНы, то первой задачей является распознавание жестов в реальном времени. Почему именно ЦОНы? После встречи с людьми из центра по поддержке людей с ограниченным слухом – Безмолвный мир, стало ясно, что нужно в первую очередь внедрение в ЦОНы. По их словам, им особенно нужна помощь именно там", – говорила она в интервью Аstanahub.com в процессе работы над проектом.

Первая казахстанка в школе будущего

Впереди девушку ждет еще много свершений и побед. Уже в ноябре этого года Назерке отправится в Кремниевую долину для обучения в школе программирования Ecole 42. Это частное учебное заведение французского миллиардера Ксавье Ньеля, которая была одобрена многими известными людьми в Силиконовой долине, такими как гендиректор Snapchat Эван Шпигель, глава Periscope Кейвон Бейкпур, генеральный директор Slack Стюарт Баттерфилд, директор Airbnb Брайан Чески, главный исполнительный директор Twitter Джек Дорси, а также создатель Telegram и VK Павел Дуров.



"Супер впечатлил Ксавье Ньель 42, школа программирования, сделанная правильно во многих отношениях. Это, безусловно, будущее образования", – написал Дуров.
 
Эта школа рассчитана как для начинающих, так и для опытных программистов. Один из филиалов открыт в Париже, а другой — в калифорнийском городе Фримонте. Название отсылает к книге "Автостопом по галактике", где искусственный интеллект ответил этим числом на "главный вопрос Жизни, Вселенной и всего остального". Обучение в школе бесплатное, студентам предоставляют место в общежитии, iMac и неограниченный доступ к интернету. Учеба проходит без учителей, студенты находят информацию в интернете самостоятельно и совместно работают над IT-проектами. Что примечательно, в этой школе обучаются 24/7, однако дипломы и сертификаты они не выдают. 

Фото: (C)AFP

Назерке – первая казахстанка, которая будет обучаться в этой легендарной школе. 

"Я решила пройти тесты в "42", потому что всегда нужно учиться чему-то новому и останавливаться на достигнутом нельзя. Технологии растут, а Ecole 42 – это самое лучшее место, чтобы обучаться тому, что именно тебе нравится. Они предоставляют такую опцию, как выбор своего направления, ты можешь заниматься разработкой или информационной безопасностью, либо машинным вычислениям. Этот формат мне понравился, потому что ты не должен учить те предметы, которым заставляют учить в университетах, зачем сейчас учить ,как делать колесо, если можно взять велосипед и из него сделать машину.
Казахстанцев было всего двое: я и еще один парень из Алматы. К слову, казахстанцев в этой школе до нас не было. Это тоже пугало, потому что нельзя узнать ничего у тех, кто был уже там или учится. Было очень страшно", – делится Назерке.

Чтобы поступить в эту школу нужно владеть английским языком, и минимальными навыками программировании, но, как считает наша собеседница, сдать тесты может любой среднестатистический казахстанец.

"Тест был совсем не сложный, мне кажется, что любой среднестатистический казахстанец, если подаст заявку, сможет его пройти. Там нет сложностей по уровню заданий, но нелегко психологически пройти через все это, потому что каждый день новые задания, каждый день вы фейлите (ошибаетесь – прим. автора), но школа говорит, что "Fale it's OK!". Что означает, что даже если у вас нули или плохие оценки, то в этом нет ничего страшного, нужно продолжать стремиться. Они вас заваливают заданиями, но в итоге вы учитесь, и, если вы чему-то научились, то скорее всего вас примут. Подразумевается, что вы будете сидеть 24/7 и заниматься. При этом фейлы могут быть, это демотивирует работать. Четыре недели – сложно очень. В начале нас было 600 человек, но до конца прошли 150 где-то, только и этих 450 человек никто не выгонял, они вышли естественным отбором. Курсы можно начать как 10 сентября, так и 26 ноября, я скорее всего поеду 26 ноября и тогда приступлю к курсам", – продолжила она.

В этой школе, отметила Назерке,  человек учится не только программированию, но и социальным навыкам – разговаривать, совместно решать проблемы.

"Это не те программисты, которые сидят со своим компьютером и не могут элементарно объяснится. Здесь все решения нужно будет объяснить другим людям, которые с вами учатся", – сказала она.

Гендерное неравентство и дикриминация

"Я привыкла к дискриминации, так как со школьных лет участвовала в олимпиадах по информатике и была единственной девушкой. Когда я получала медали, мне всегда говорили, что я их получила просто за красивые глазки. Меня это злило, потому что мы все сидели в одном и том же лобби (аудитории, помещении – прим. автора), за одними и теми же компьютерами и выполняли одни и те же задачи. Я получала медали честным трудом. Даже в студенчестве некоторые девушки-волонтеры могли сказать с удивлением: "О, вы тоже участвуете!?". Я говорю: "да", но мне отвечают, что я слишком красивая, чтобы участвовать (в IT- проектах – прим. автора). Я не понимаю, что это за стереотип глупый? Почему-то думают, что девушки-программисты какие-нибудь страшненькие. Мне кажется, что страшненьких девушек не бывает вообще, в принципе! Мало того, что дискриминируют девушек, так еще и по каким-то критериям. Поэтому, мне кажется, быть девушкой сложно не только в сфере IT, а в принципе. Просто нас – IT-шниц очень мало, и мы получаем удар за всех девушек", – поделилась Назерке.

Кроме того, по ее словам, никто даже и не ожидает, что она участвует в мероприятиях как программист, все ее считают волонтером и ей приходится доказывать обратное.

"Если даже при в ходе на олимпиадах, даже в школах, меня не пропускают, пока я не покажу свой бейдж, который подтверждает, что я являюсь участником, а не волонтером. Меня порой даже не спрашивают, волонтер я или участник, сразу говорят: "волонтерам сюда нельзя, только для участников!". В общем, да очень сложно", – с сожалением сказала собеседница.

Но, Назерке Калидолда не из тех, кто просто так сдается, теперь она помогает девушкам заявить о себе в сфере информационных технологий.

"У нас есть конкурс Technovation в Казахстане, в котором участвуют девушки от 10 до 18 лет, где они решают социальные проблемы с помощью мобильных приложений. Я являюсь региональным амбассадором этой программы в РК, так что все эти организационные моменты и сборы девочек, иногда, думаешь, что нет на этот проект времени, а потом я вспоминаю себя в школе и понимаю, насколько нужна девочкам такая поддержка. Именно, когда они учатся в школе, когда еще маленькие, когда только развивают навыки", – говорит она.

В заключении беседы Назерке отметила, что, не взирая на некоторые трудности, девушек в в сфере информационных технологий становится все больше и больше. И это не может не радовать.

"У нас есть свое комьюнити (сообщество – прим.автора), где мы можем обмениваться вопросами и опытом, мы круг небольшой, но мы пытаемся привлекать как можно больше людей, именно молодых девушек, чтобы они переходили в сферу ИТ. Переходите на нашу сторону, у нас есть печеньки", – пошутила напоследок она.